О Храме

Расписание богослужений

Будние дни:
Вечернее богослужение — с 17:00,
Божественная Литургия — с 8:00.

По субботам, воскресеньям и в великие праздники:
Всенощное бдение — с 17:00
Божественная Литургия — с 8:30.

Исповедь совершается ежедневно во время богослужения. Таинства Крещения, Венчания и Отпевания усопших, совершаются ежедневно в положенные дни. При Храме есть церковная лавка с обширным выбором православной литературы.

Библиотека работает по воскресеньям после Литургии. Действует воскресная школа для детей и клуб для подростков. Библейский кружок для взрослых (смотрите соответствующий раздел сайта).

Приделы

Центральный придел храма освящен в честь свт. Николая Мирликийского,
левый — Успения Пресвятой Богородицы, нижний — свт. Иннокентия Иркутского.

Наши престольные праздники:
22 февраля — Обретение мощей свт. Иннокентия (Кульчицкого),
22 мая — Перенесение мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бар,
28 августа — Успение Пресвятой Богородицы,
9 декабря — Память святителя Иннокентия, епископа Иркутского,
19 декабря — Память святителя Николая Чудотворца.

История

Исторический очерк составлен по материалам архива г. Иркутска. Над ним трудились историки, журналисты, преподаватели, студенты: Торшина Н. Г., Саванжа Л., Преображенская О., Яковлев А., Солонин Е., Кобзе О. и другие.

Глазковское предместье с давних времен состояло из двух деревень Могилева и Глазкова, получивших свое название от основателей этих поселений – казаков Могилева и Глазкова. Эти фамилии были самыми распространенными в предместье в ХIХ в., часто встречались они еще и в ХХ веке. Эти населенные пункты разрастались и постепенно слились, образовав Глазковское предместье, которое к середине ХIХ в. насчитывало до 60 дворов. Наличие множества церквей в столь близком Иркутске позволяло вольнолюбивым казакам в ХVIII в. не очень обременять себя мыслями о постройке церкви в предместье, все население которого было издавна приписано к Троицком приходу и составляло его изрядную часть.

0_ddc75_4e8fecde_XXXL

Однако время шло, население увеличивалось, и перед его жителями встал вопрос о необходимости иметь собственную церковь в предместье.  Было также ещё одно непреодолимое препятствие — Троицкий приход разделяла Ангара, река бурная и своенравная, приносившая немало бед жителям прихода. Особенно это ощущалось в период рекостава, который приходился на конец декабря – начало января, когда река становилась непреодолима для переправы, а также в весенний период, когда трогался лед. И если зачастую многие прихожане предместья не отличались особым рвением к церкви, то в предсмертные часы своей жизни они ощущали настоятельную необходимость встречи со священником, который мог бы облегчить им предсмертные муки и уйти в другой мир с покаянием. Смерть прихожанина в этот период также делала невозможным предание его тела земле, так как общее городское кладбище находилось на правом берегу Ангары. Преграда реки зачастую затрудняла и выполнение других необходимых треб. Вот как художественно описала такую ситуацию журналистка Людмила Саванжа: «Высокое солнце в бледном небе возвещало день, а в душах всей семьи Ружниковых поселились отчаяние и безысходность. Враз, друг за другом, умерли дед Игнат и его десятый внучек Трофим. Молодые женщины голосили, а жена деда Игната Наталья Трофимовна сосредоточенно смотрела на Ангару и в первый раз ненавидела сверкающие на солнце зелено-белые, желто-голубые блестки ледяных глыб поднявшейся ото льда реки. Паром на правый берег не ходил уже третьи сутки, и священника к умершим близким не пригласишь… Наталья Трофимовна молилась на практически не видный купол Троицкой церкви, и слёзы застилали её глаза: «Господи! Храм нам нужен здесь, на этом берегу». Попытка создать храм на левом берегу была предпринята около полувека назад, однако практического воплощения не получила. Затем из-за отсутствия средств и инициативного человека, могущего начать строительство храма, строительство храма откладывалось из года в год. Наконец, такой человек нашелся – им оказался Иаков Степанович Малков, 59-летний староста Троицкой церкви, состоящий на этой выборной должности уже седьмое трехлетие, т.е. более двадцати лет, и имевший сам дом в Глазково.

Начинал он службу старостой в 1839 г., будучи всего два года купцом 3 гильдии. До этого проходил должность сборщика податей в мещанском собрании, должность выгодную и денежную, которая и позволила ему вступить в купеческую гильдию, где он также относил всевозможные выгодные и почетные должности. С 1848 г. он состоял опекуном над состоянием умалишенного купца Михаила Ягодина, что тоже, вполне вероятно, могло принести ему значительную пользу. Одной из основных статей дохода Якова Малкова была аренда у Иркутского Архиерейского дома огромного участка рыбной ловли на Байкале по речкам Мантурихе, Ивановке, Мишихе, Мурино, Хонзуе и Култуке, за которую он выплачивал ежегодно духовному ведомству по 500 р., извлекая для себя лично довольно большие дивиденды.

 

Не вдаваясь в подробности жизни этого человека, надо сказать, что все годы его пребывания на должности старосты Троицкой церкви, были отмечены заботой его и вниманием к нуждам церкви, постоянными денежными пожертвованиями в ее пользу. Этим объясняется и постоянное переизбрание его в этой должности.

 

Я. С. Малковым было куплено на свой счет в центре предместья место земли площадью в 600 кв. сажен и обнесено сразу же забором. Им же были заготовлены все необходимые материалы для строительства церкви, кроме того, он изъявил готовность взять на себя все хлопоты и непосредственное заведывание строительством храма, а также брался выстроить еще на этой земле за свой счет деревянный дом для священника, который он отдавал «во всегдашнюю принадлежность упомянутой церкви».

 

После покупки земли Малковым, 14 ноября 1857 года жителями предместья Глазково было направлено «покорнейшее прошение» на имя епископа Евсевия с просьбой о построении на этом месте Храма Божия и кладбища. К этому прошению они прикладывали план и фасад предполагаемой церкви, которая должна была быть однопрестольной каменной с деревянной колокольней и носить имена Святителей: Николая архиепископа Мирликийского Чудотворца и Иннокентия первого Епископа Иркутского Чудотворца.

 

Отправленное прошение было рассмотрено на заседании Духовной Консистории и протоколом от 8 декабря 1857 г. было «дозволено построить новую каменную с деревянной колокольней однопрестольную церковь во имя Святителей и Чудотворцев Николая Архиепископа Мирликийского и Иннокентия I епископа Иркутского и причислить оную к приходской Троицкой церкви».

 

Закладка церкви состоялась 27 апреля 1858 г. Вот как об этом пишет Н.С. Романов в своей «Иркутской летописи»: «в воскресенье, в Глазковой происходила закладка каменной церкви (19-ой) во имя Св. Чудотворца Николая Архиепископа Мирликийского и Иннокентия 1-го епископа Иркутского. На средства данные старостою Троицкой церкви Иркутским купцом Я.С. Малковым (относил обязанности старосты 20 лет). Епископ Евсевий с ректором Семинарии Архимандритом Дмитрием и духовенством совершил 27 апреля в церкви св. Григория Неокесарийского (в ограде Троицкой церкви) божественную литургию. По окончании богослужения совершен с иконами Божией Матери, св. Николая и св. Иннокентия крестный ход к месту закладки. В процессии участвовали: председательствующий в совете Главного Управления генерал­-лейтенант Карл Карлович Венцель, управляющий губернией Петр Александрович Извольский, председатель казенной палаты Павел Иванович Канцев, городской голова П.О. Катышевцев. По окончании закладки храма г. Малков пригласил всех к себе на обед, в домик бывший недалеко от места закладки, а для посторонней публики были устроены на ближайшей поляне столы и скамьи, хозяин и хозяйка угощали всех радушно.

 

13. Фото храма ХIХ века

12 сентября 1859 г., когда строительство храма подходило к концу, причт Троицкой церкви, в приходе которой состояла строящаяся церковь, просит Благочинного протоиерея Ф. Петухова разрешение на отведение места для кладбища при церкви. Через несколько дней, 18 сентября, этому же лицу доносят об окончании строительства храма и необходимости его освящения.

 

Освящение храма состоялось через два дня, в воскресенье, 20 сентября, о чем «Иркутская летопись» писала так: «20 сентября… происходило освящение каменной церкви в Глазковском предместье. Церковь эта заложена 27 августа м. г., следовательно, строилась 1,5 года. Небывалый в Иркутской губернии пример быстрой постройки каменной церкви. Освящение совершено Преосвященным Евсевием с соборным духовенством. По окончании литургии у строителя церкви Я.С. Малкова был обед для Преосвященного, духовенства и прочих гостей в его домике около церкви».

 

Спустя два месяца после освящения храма, на имя Благочинного округа Фортуната Петухова поступает рапорт от священно- и церковнослужителей Троицкой церкви о заслугах Якова Малкова. Кроме постройки храма, им был выстроен еще дом для священника и выписана для нового храма церковная утварь, по подсчетам церковного причта, на это Малковым было израсходовано более 10 тыс. руб. серебром. За ревностное служение церковным старостой Я.С. Малков был награжден Иркутской духовной консисторией похвальным листом и серебряной медалью, на Анненской ленте «За усердие». В постройке храма участвовала и местная жительница А.Рублева (одна из старейших жительниц Глазково, усадьба которой вошла в зону сноса).

 

Таким образом, мы можем сказать, что основным жертвователем на постройку Николо-Иннокентиевского храма выступал Яков Степанович Малков, его пожелания учитывались при проектировании храма, он заготавливал строительный материал, он же выступал и подрядчиком при строительстве храма.

 

Два года после освящения Николо-Иннокентиевский храм оставался приписным к Троицкой церкви, т. е. не имел своего собственного причта, а богослужение совершалось в нем только по праздникам приходящим священником из Троицкой церкви.

 

В 1861 г. по прошению жителей Глазковского предместья, население которого составляло 454 человека, проживающих в 63 дворах, и Максимовского селения, население которого составляло 590 человек, проживающих в 118 дворах, был образован самостоятельный Николо-Иннокентиевский приход. На этот период причту еще не положено было определенное жалование, и он доложен был получать доходы только от прихожан и хлебную ругу от жителей Максимовского селения в количестве 150 пудов в год. Содержание было небогатым, ни усадебной, ни пахотной, ни сенокосной земли церковь не имела.

 

Местом для жительства священнику был определен дом, построенный на средства Я. Малкова в ограде церкви размером 4х3 сажени (8,52 х 6,39 м), а дьякона приютил в собственном доме сам Малков, единодушно избранный старостой церкви.

 

Отец Иаков Понамаревский

Имя первого известного настоятеля – отец Иаков (Яков Данилович Понамаревский). К тому времени уже 60-летний старец. Сын священника, учился в Иркутском духовном училище, с 13 лет пономарь в Прокопьевской церкви (стояла на набережной). Затем – псаломщик в Сре­тенской церкви г. Бельска и в домовой Архиерейской в Иркутске. В священника рукоположен 18 октября 1824 г. к Усольской Спасской, в которой отслужил 17 лет. Судьба покидала о. Иакова по разным храмам епархии. 3адолгую службу он был в 1860 г. награжден. В память войны 1853-1856 гг. отец Иаков носил бронзовый крест на Владимирской лен­те. К Глазковской церкви переведен в 1861 году по прошению. О семье его ничего не известно, разве только имя его жены – Екатерина Яков­левна, 1809 года рождения. Отец Иаков служил в Глазково 5 лет, до 1866 года. Точно неизвестно, скорее всего он умер в этом году и, вероятно, был похоронен в ограде храма.

 

В 1861 г. после страшного землетрясения, случившегося в Иркутске 30 и 31 декабря, жителями Глазковского предместья был дан обет о ношении Иконы Казанской Божией Матери. Обет этот неукоснительно соблюдался с 1862 года и до установления Советской власти – ежегодно в январе из Богоявленского, а затем нового Казанского собора совершался Крестный ход с Иконой, затем служилась Божественная Литургия в храме, и далее икона носилась по домам.

 

Увеличивающееся количество населения в приходе и соответственно увеличение исполнения всевозможных треб диктовали необходимость расширения храма. В 1863 г. началась пристройка к храму придела, о чем «Иркутские епархиальные ведомости» писали следующее: «В воскресенье, 16 нюня Преосвященный Парфений Архиепископ Иркутский совершил Божественную Литургию в Николо-Иннокентьевской церкви в Глазковском предместье по случаю заложения придельного к той церкви с северной стороны храма во имя Успения Божией Матери. Сооружаемого усердием жителя предместья Иннокентия Степанова Могилева».

 

А на следующий год, не увидев освящения нового придела, на 66 году жизни, тихо скончался основатель храма Яков Степанович Малков. Одним из первых он был похоронен в ограде построенной им церкви, но Клировые ведомости храма почему-то об этом событии даже не упомянули. Данные о похороненных на местном церковном кладбище имеются только в РГИА и вот имена похороненных на нем по данным на 1909 г.:

1. Священник иерей Иоанн Стуков. 1894 г,

2. Иркутский казак Вас. Дм. Могилев. 1829-1899 гг.

3. Создатель храма Я.С. Малков. 1864 г. – на 66 году.

4. Иркутский купец И.С. Могилев. 1811-1875 гг.

5. Е. Д. Могилева. 1814-1887 г.

По данным летописи Н.С. Романова, в июле 1887 г. в ограде церкви был похоронен Н.Г. Тюменцев – редактор газеты «Сибирь». Вероятно, и этот список может быть неполным.

 

Постройка придела к храму была закончена в 1865 г., но освящение по каким-то причинам было отложено.

Об освящении этого храма «Иркутская летопись» отозвалась весьма скупо: «26 апреля (1866 г.) происходило освящение вновь выстроенного придельного храма во имя Успения Божией Матери в Глазковской Николо-Иннокентьевской церкви».

 

Отец Константин Литвинцев

С сентября 1866 по май 1872 года в храме служил выпускник Иркутской духовной семинарии отец Константин Литвинцев (1843 года рождения, сын дьякона, закончил Иркутскую духовную семинарию в 1866 г., семья 3 человека).

 

В 1867 г. был построен и дом для дьячка на средства старосты, отставного казака Дмитрия Николаевича Могилева, размер которого составлял 6х4,5 сажени (12,78 х 9,58). Этот дом был значительно больше дома священника, и одна половина его была отдана под новую организуемую церковно-приходскую школу. Располагался он не в ограде, а несколько в стороне и место под его строительство было куплено еще в 1864 г. на пожертвования прихожан. Число дворов в предместье возросло до 68.

 

На следующий 1868 г. было решено дом священника отдать, под школу, а новый большой дом, поделенный на две половины, разделили теперь оба служителя церкви – священник и дьякон.

 

В январе 1870 г, обет жителей Глазково о принесении в приход Иконы Божией Матери Казанской выполнялся ими «с особым усердием и сокрушением сердца». Объяснялось это тем, что жители всего Иркутска были напуганы небывалым наводнением Ангары. Вот как написали об этом Иркутские Епархиальные ведомости: «Глазковское предместье г. Иркутска, расположенное вдоль левого берега Ангары против Иркутска, от наводнения на 4 января потерпело не менее города. Вода затопила там почти все дома, а которых, очень немногих, не затопила, к тем проникла, по крайней мере, во дворы и подполья. Поэтому обет жителей предместья, начавшийся с 1862 года, ежегодно приносить из Иркутского Кафедрального Собора Чудотворную Икону Божией Матери, именуемую Казанскою, ныне был выполнен ими с особым усердием и сокрушением сердца.

 

Во втором часу пополудни 17 числа (января 1870 г.), в субботу, двинулся из Собора Крестный ход. Когда проходили улицами по Троицкому приходу к Ангаре, то в глаза бросались, первое, глыбы льда лежавшие в улицах и накипи застывшей воды, а второе, везде открытые у домов ворота настежь, как будто для торжественного приема. Действительно, домохозяева, хотя и со слезами на очах, таким образом, встречали нежданную гостью – воду, и открывали ворота для того, чтобы вода, застывшая с той и другой стороны около ворот, не заперла их надолго и не сделала положение хозяев безвыходным. А теперь, когда ворота уже глубоко сидят во льду, закрыть их невозможно.

 

По принесении Иконы в Глазковскую Иннокентие-Николаевскую, сопроовождавшим Ее Кафедральным протоиереем с соборным клиром, было совершено молебное Заступнице усердное пение с освящением воды. Затем Икона обносилась по домам до 5 часов. С вечера совершено было Всенощное бдение, на котором прочитан был Невесте Неневестной акафист.

Чудотворная Икона пробыла в Глазковском селении около трех суток; усердно обносилась по домам, не осажденным замерзшею окружившею их водою, и 20 числа, в полдень, была принесена обратно в Кафедральный собор».

 

Отец Иоанн Стуков

27 мая 1872 г. прихожане принимали нового духовного отца, посвятившего более 20 лет служению в этом храме. Священник Иоанн Прокопьевич Стуков «24 лет, сын священника, крещен при Усть-Удинской Богоявленской церкви». Окончил Иркутскую семинарию и в ноябре 1870 года был рукоположен Архиепископом Парфением к Иркутской Сретенской церкви. В Глазково переведен по собственному желанию.

 

По тому, как о. Иоанн получал священнические награды и благо­дарности, можно отчасти судить о его подвижничестве на пастырском пути и ревности к своему служению.

 

25 мая 1875 года о. Иоанн награжден набедренником. По выбору духо­венства, Его Преосвященством Вениамином утвержден членом благо­чинного совета в декабре 1876 г. В следующем году о. Иоанна Стукова избирают членом в правление Иркутского духовного училища. В «Кли­ровых ведомостях» отмечена его значительная проповедническая деятельность. За труды катехизации он получил в 1880 г. благодарность от Высокопреосвященного Архиепископа Вениамина «со внесением в фор­мулярный список».

 

С самого рождения Глазковского училища имени св. Владимира, с ноября 1885 г., отец Иоанн преподает детям закон Божий. Вскоре последовало новое награждение – фиолетовая скуфья.

 

У отца Иоанна и его жены Любови Иннокентьевны было пять детей. Все они были крещены в Николо-Иннокентьевском храме, учи­лись в Глазковском училище, а затем в духовных училищах. Старший Порфирий в 1902 году служил в Глазковской церкви диаконом.

 

Только в 1873 г. причту церкви было положено жалование от казны 160 рублей в год, кроме того они получали ружного хлеба от жителей Максимовского селения 180 пудов в год, а также небольшие проценты от жалованных денег в пользу церкви от благотворителей.

 

Пришедший в 1878 г. на смену Д.Н. Могилеву новый староста, 38-летний казак Степан Иннокентьевич Могилев, с жаром принялся за работу. В первый же год исполнения своей должности, им была выстроена за свой счет церковная ограда с «рундуком», стоимость которой вместе с по краской составила 300 рублей, в доме, где проживали священник с дьячком, им был выстроен амбар с погребом за 150 рублей. За усердную службу в первый же год ему было преподнесено архипастырское благословение.

 

Но затраченные им труды по постройке амбара в доме священника пошли прахом – 22 июня 1879 г. этот дом, предполагаемый в перспективе под школу, но в которой еще жил причт церкви, сгорел вместе со всеми постройками. Священнику пришлось вновь переселиться в дом, построенный еще Я.С. Малковым в церковной ограде, а псаломщику пришлось снять частную квартиру.

На следующий год С.И. Могилев занялся ремонтом придела Успения Божией Матери.

 

В 1883 г. под руководством С.И. Могилева, остающегося по-прежнему старостой, на церковную сумму, с разрешения Епархиального Начальства, был выкрашен внутри главный придел «масляною краскою с украшениями»; сделаны были две новые рамы и двое дверей со стеклами. И главное изменение в церкви – была пробита арка из главного алтаря в придельный, в котором была поставлена дополнительно новая печь. Стоимость работ оценивалась в 1.200 рублей.

В этот год в составе прихода было 198 дворов.

В 1887 г. приход церкви увеличился до 211 дворов.

В этом же году новым старостой Василием Дмитриевичем Могилевым был сделан новый ремонт храма: на крыше ржавые листы были заменены на новые и вся крыша была окрашена наново, церковь выбелена; над крыльцом сделан новый навес, крытый железом и окрашенный.

На покупку дома для псаломщика в 1889 г. им было пожертвовано 284 р., а также совершена масса других более мелких пожертвований в пользу церкви.

 

В 1889 г. прихожане церкви скромно отметили 17-летие служения при их храме священника Иоанна Стукова, вручив ему на память пасторский посох. «Иркутские епархиальные ведомости» приводят на своих страницах полный текст адреса прихожан на имя Стукова:

«Достопочтенный пастырь!

В минувшем мае месяце исполнилось 17 лет с тех пор, как вы поступили настоятелем нашей приходской церкви. Весь этот долгий период вашего служения ознаменовался непрерывной теплой заботливостью вашей как о благолепии Святого храма нашего и отправляемого в нем Богослужения, так и об удовлетворении нужд Вашей паствы. Ваши труды и заботы об организации церковного хора, ваша плодотворная наставническая деятельность в нашей приходской школе, ваше близкое сердечное общение со своими прихожанами, ваша всегдашняя готовность поспешить на помощь всяким нуждам, готовность совершенно одинаковая как для человека зажиточного, так и для последнего бедняка, сроднила нас с вами и поселила в нас всех глубокое и искреннее к вам уважение. Не откажите же, достоуважаемый и любимый пастор, принять от нас подносимый у сего пастырский посох, как видимый знак тех чувств почтения, любви и благодарности, с какими мы его подносим, и как символическое пожелание с нашей стороны быть вами пасомыми и впредь на долгие годы,

Подлинный адрес подписали:

Василий Дмитриев Могилев,

иркутский казак Степан Алексеев Глазков,

иркутский мещанин Николай Александров Могилев,

иркутский цеховой Петр Михалев Сосновский,

Степан Иннокентиев Могилев,

иркутский казак Михаил Иванов Могилев,

Алексей Михалев,

Александр Петров Могилев,

Иркутский мещанин Петр Григорьев Матвеев…»

 

В 1892 г. намечается исправление иконостаса и икон в придельном храме, на что В.Д. Могилев жертвует 530 рублей.

Состояние причта в этот период можно оценить как хорошее и вполне стабильное – постоянное жалование, священник проживает в новом доме, построенном В.Д. Могилевым в 1890 г., который сохранился до наших дней, (в 1998 году там был устроен, и начал возрождаться Николо-Иннокентьевский храм), псаломщик в недавно купленном доме, оба дома имеют большие приусадебные участки, кроме того, они имеют доход и с десятин сенокосной земли. Большую роль в приходской жизни играют старосты храма. На их средства храм ремонтируется и украшается. Было много и других «доброхотов», приносивших в дар церкви иконы, кресты, лампады, облаче­ния для священников. В 1890 г. «От Ея Сиятельства графини Софии Сер­геевны, супруги генерал-губернатора Киевского округа Алексея Пав­ловича Игнатьева была получена завеса на Св. Царские врата».

 

С 70-x годов в пользу причта и церкви помещали в банк (Елизаветы Медведниковой и Иркутское отделение Государственного банка) опре­деленные суммы, проценты с которых предназначались на храм.

К концу 90-х годов таких вкладов и пожертвований ценными бума­гами было более днсяти, от разных лиц – старост храма, мещан, духовных, купцов – известных благотворителей и высших сановников. В 1892 г. «получено на вечное поминовение камергера Двора Его Величе­ства Действительного Статского Советника Петра Александровича Си­верса две облигации на 200 рублей».

 

1894 г. был печальным для прихода – в ночь на 25 февраля скончался местный приходской священник Иоанн Стуков на 45 году жизни, прослужив 21 год при этом храме. Отпевание в Глазковском храме 27 февраля совершил Преосвященный Никодим в сослужении 14-ти священников. Благодарные прихожане «уст­роили прекрасный бархатный гроб и возложили на него массивный серебряный венок».

Поскольку Стуков жил с семьей в церковном доме, а не в собственном, положение семьи было тем более трагично – дом надо было освобождать.

 

Отец Иоанн Титов

На место умершего священника 20 марта прибыл новый – о. Иоанн Титов (Иван Иванович Титов) с семейством, служивший до этого при Удинской Троицкой церкви.

 

Сын священника, родился в с. Куналейском Верхнеудинского округа в 1856 году. По окончании курса наук в Иркутской духовной семинарии, в августе 1877 г., рукоположен Архиепископом Вениамином в диакона, а затем во священника. Согласно прошению определен в Михаило-Архангельскую церковь Нерчинского округа. «За благочестивую жизнь и особенную заботливость о приходском храме при сниска­нии доброго расположения всех прихожан» в октябре 1880 г. награжден набедренником Преосвященным Мелетием Епископом Селенгинским.

 

Затем служил на родине в Верхнеудинском округе, в Балаганском уезде. Постоянно занимался катехизаторской деятельностью и препо­давал детям Закон Божий в приходских школах. Несколько раз получал благодарности от Преосвященного, а в 1890 г. – от Св. Синода награж­ден фиолетовой скуфьей.

 

20 марта 1894 г. прибыл с семейством в Глазково на «праздное место к Николо-Иннокентьевской церкви. Сразу же он принимается работу. Законоучительствует в Приходском училище имени Св. Владимира, а с апреля 1896 г. – в мужской воскресной школе, открытой при этом училище.

 

Старанием о. Иоанна в 1895 г. открыта церковно-приходская школа в с. Максимовском. В 1896 г. он восстановил Глазковское церковно-приходское попечительство. «Ко дню священного коронования» удостоен высочайшей наградой – камилавкой и серебряной медалью «3а службу в царствование Императора Александра III».

 

В 1902 г. два месяца исполнял должность благочинного. В августе исполнилось 25 лет служения о. Иоанна в священном сане. Прихожане чествовали о. Юбиляра поднесением наперсного креста и семейного образа. «Ко дню воспоминания Св. Коронования Их Императорских Вы­сочеств в 1903 г. за заслуги по духовному ведомству» награжден новым крестом.


semya-titova-i-i
Семья о. Иоанна состояла из 11 человек. У него и его жены Еннафы Васильевны было 9 детей. Вот что открывает документ за 1909 год о них: Михаил – 27 лет, обучается в Императорском Томском Университе­те.

Дмитрий – 26 лет, окончил курс императорского Казанского Уни­верситета, состоит на гражданской службе.

Антонина – 24 года, окончила курс наук в Епархиальном училище и Иркутской акушерско-фельдшерской школе, состоит на медицинской службе.

Платонида – 23 года, окончила Епархиальное училище, обучается на высших педагогических курсах в Москве.

Анна – 19 лет, окончила 4 класса частного учебного заведения  l-го разряда Григорьевой в Иркутске.

Еннафа – 18 лет, обучалась в Епархиальном училище, состоит учительницей в приходском училище.

Валентина – 16 лет, обучается в 1-й женской гимназии И. С. Хами­нова.

О. Иоанн принимал деятельное участие во всех сферах жизни пред­местья.

 

Купленный дом для псаломщика оказался холодным, особенно в зимнее время, и прихожане постановили построить новый дом.

В 1895 г. были обновлены храмовые иконы Святителей Николая и Иннокентия, а также и другие на средства иркутских казаков П. Глазкова и В. Михалева. Один из них Василий Николаевич Михалев в 1896 г. вступает в должность старосты и также активно берется за работу. Им была окрашена на два ряда медянкою железная крыша церкви, устроена новая печь и исправлены еще три и все это на его собственные средства.

В этом же году был произведен ремонт в священническом доме и был построен новый для псаломщика, старый дом был сломан.

В 1897 году в торжественной обстановке прошла закладка иркутского вокзала. На месте закладки был устроен специальный на­вес для официальных лиц, украшенный березками, сосенками и флагами. Тор­жество началось 15 июня 1897 в 12 час. 30 мин с молебствия, совершенного архиепископом Тихоном совместно с ректором духовной семинарии архимандритом Дионисием и городским духовенством. После молебствия и окропления кот­лована и фундамента первый камень был положен архиепископом, второй — глазковским приходским священником, третий — генерал-губернатором А.Д. Горемыкиным. На закладке вокзала при­сутствовали гражданский губернатор И.П. Моллериус, городской голова В.П. Сукачев, помощник шефа жандар­мов А.Н. Пантелеев, начальник строи­тельства первого участка Забайкальс­кой железной дороги князь Г.З. Анд­ронников и многочисленные горожа­не, наблюдавшие за историческим мо­ментом со стороны предместья и с лодок.

 

1898 год стал переломным для Сибири – началось железнодорожное движение по Транссибирской железной дороге. И маленькая Николо­-Иннокентьевская церковь оказалась в гуще событий. Прямо к подножию Николо-Иннокентьевского храма, была проведена железная дорога, именно священнослужители нашего храма встречали и освящали первый поезд, прибывший в Иркутск.  16 августа от нее был совершен Крестный ход к вокзалу, на перроне было совершено молебствие Святителям Николаю и Иннокентию, которое служил Архиепископ Иркутский Тихон вместе с другим высшим духовенством и причтом Николо­-Иннокентьевской церкви. По окончанию молебна происходила торжественная встреча первого поезда, окропленного Архипастырем Святою водой. С тех пор наша церковь становится верной «хранительницей» железной дороги. Отъезжающие в дальние края люди могли зайти в храм, поставить свечу и спокойно помолиться за спасение души и безопасную дорогу.

С этого года изменилось и содержание причта – оно возросло до 400 рублей в год: 300 р. получал священник и 100 р. псаломщик.

 

В 1902 г. в приходе было устроено новое казенное здание для начальной школы на 200 детей, но в нем долгое время было холодно и сыро. В школе стали проводить народные чтения, проходившие до этого в церковном здании.

В 1903 г. староста церкви Петр Васильевич Могилев обновил окраску крыльца церкви и дверей, выбелил снаружи все здание, заново отремонтировал печи, устроил новую в Успенском приделе.

В 1904 г. в Глазковской начальной школе было открыто третье смешанное отделение для детей обоего пола. Просуществовала школа недолго – начавшиеся военные действия с Японией потребовали передачи многих зданий в Иркутске для размещения военных организаций и госпиталей. Каменное здание школы, расположенное рядом с вокзалом как нельзя лучше подходило для этого – здание отдали нижним военным чинам, а школа долгое время ютилась по частным квартирам. 10 июня 1904 г. о. Иоанн освящал лазарет Дамского комитета Забайкальской железной дороги для больных и раненых воинов.

 

В продолжение русско-японской войны безвозмездно исполнял тре­бы в госпитале и в 2-х лазаретах Красного Креста. Из церковных сумм было пожертвовано 300 рублей, а также отчислялись проценты с доходов. По воскресеньям и праздничным дням о. Иоанн совершал после Литургии «молебное пение с коленопреклонением» о победе, «заключающее­ся многолетием Государю, христолюбивому воинству и провозглашением вечной памяти воинам, положившим свою жизнь за веру, царя и отечество.

 

Возникновение в Глазковском приходе железнодорожного депо резко увеличило население в предместье. Увеличение количества населения влекло за собой появление множества злачных мест – трактиров, портерных, всевозможных погребков, многие из которых открывались кавказцами. И батюшка о. Иоанн Титов с большим сожалением пишет в памятной записке к церковным ведомостям о печальном событии, случившемся 16 и 17 декабря 1905 г., когда рабочие депо разгромили питейные заведения, принадлежащие кавказцам, и «утворили множество беспорядков», что было вызвано опять же насилиями кавказцев над рабочими, доходившими до убийств.

 

В 1906 г. состав прихода еще более увеличился за счет вхождения в него поселка Порт-Артур. В результате присоединения Порт-Артура, приход в 1907 г. насчитывал 844 двора при населении 5.568 человек. Этим объяснялось введение в церкви второго штата – священника и псаломщика.

С мая 1907 года о. Иоанн Титов – законоучитель в открытой в Глазково «Иркутской железнодорожной имени Святителя Иннокентия шко­ле».

С февраля 1909 г. протоиерей Иоанн Титов назначен на должность благочинного 1-го округа Иркутского уезда.

 

Особой большой сферой деятельности становится преподавание Закона Божия в школах. Кроме Владимирского училища и железнодорожной школы отцы посещали также частную прогимназию М.В. Гайдук, открытую в Глазково в сентябре 1909 г.

 

С февраля 1909 г. протоиерей Иоанн Титов назначен на должность благочинного 1-го округа Иркутского уезда.

Указом Синода от 28 ок­тября 1909 г. в Глазковскую церковь назначен второй священник (о. Прокопий Георгиев) и второй псаломщик. В 1910 г. в Глазковском приходе более 1.500 человек. Храм оказался мал для такого большого количества прихожан, поэтому было предложено расширить его за счет паперти, кладовой и сторожки и устройства новой колокольни. Для осмотра храма на предмет его расширения был приглашен архитектор Н.И. Дудицкий.

 

По всей видимости, Дудицкий отказался делать проект, так как за его исполнение берется местный прихожанин, техник Василий Аполлонович Могилев, который составляет проект приделов церкви и новой деревянной колокольни. Он же составил и смету на ремонт храма и пристройку придела. 15 декабря 1907 г. все документы были отправлены в Епархиальное Управление на рассмотрение и утверждение, испрашивалось разрешение на употребление церковных денег на перестройку церкви.

Вероятно, документы были одобрены, так как прихожане начинают собирать деньги на ремонт и переустройство храма. В 1910 г. денег было собрано 2.364 рублей. Однако в памятной записке сказано, что деньги собираются «на предмет постройки нового храма». Но денег оказалось немного и 25 сентября 1911 г. старостой Николо-Иннокентьевской церкви была направлена докладная записка в Управление железными дорогами Министерства путей сообщения о необходимости переустройства и расширения храма и жалобой на нехватку денег, которые он просил у Министерства.

 

Просьба прихожан вызвала сочувствие Архиепископа Иркутского и Верхоленского Серафима, который 16 ноября 1911 г. также отправляет соответствующее письмо в Хозяйственное управление Синода: «Необходимость переустройства вызвана тем, – пишет архиепископ, – что церковь построенная в 1859 г. Иаковом Малковым вмещает не более 300 человек, а ввиду того, что вблизи храма находится железнодорожный вокзал, население прихода быстро увеличивается за счет железнодорожных служащих. Храм, подвергаясь вредному влиянию атмосферных осадков вблизи набережной Ангары, требует капитального неотложного ремонта, а также перестройки и расширения. Справедливо было бы получить средства из сумм железнодорожного ведомства, а если они откажут, то не будет ли Вами признано возможным ассигновать пособие на поддержание и расширение храма».

21 апреля 1912 г. Синод обращается в Министерство путей сообщения с просьбой об увеличении вместимости храма до 700 человек за счет МПС, на что: 4 июня 1912 г. следует ответ МПС Обер-прокурору Св. Синода: «Поскольку церковь приходская, а не железнодорожная, не нахожу возможным включить в сметы вверенного мне Министерства какие-либо суммы на выдачу пособия причту Глазковской Николо-Иннокентьевской церкви при станции Иркутск на переустройство и расширение названной церкви».

 

В еще одном письме того же Архиепископа Серафима в Синод от 3 мая 1915 г. говорится: «Жители Глазковского предместья увеличившегося с проведением железной дороги до громадных размеров (в 1914 г. – 1.779 прихожан), еще в 1909 г. возбудили перед епархиальным начальством вопрос о постройке нового храма и учреждении Комитета по этому вопросу. Комитет собрал к этому времени 4 тыс. рублей».

Вероятно, параллельно велось две кампании: сбор средств на переустройство Николо-Иннокентиевского храма и сбор средств на постройку нового храма, каковым и стал открытый в 1915 г. Иннокентиевский храм на Александровской улице в Глазково при богадельне Благотворительного общества Братства Святителя Иннокентия.

 

В январе 1912 г. состоялось открытие нового училища имени Ломоносова, законоучителем был назначен протоиерей Иоанн Титов. Кроме этого, отцом Иоанном была открыта в феврале 1912 года первая церковно-приходская школа, в которой он являлся заведующим. Школа была основана «в честь Святителя Николая». Из ведомостей 1913 и 1914 гг. мы узнаем, что настоятель храма о. И. Титов, исполняющий свою должность с 1894 г., в 1912 г. был возведен в сан протоиерея, приурочено это событие было ко дню рождения императора Николая Александровича. За 18 лет служения в приходе им было сделано немало: по его инициативе были построены церковно-приходские школы в Глазково, Тальцах и Максимовском селении, которые входили в приход Николо-Иннокентиевской церкви, была открыта воскресная школа в предместье. Во всех этих школах он состоял заведующим, с честью выполняя свои обязанности. Кроме того, с 1902 г. он состоял в должности Благочинного 1-го округа Иркутского уезда, имея под своим началом множество церквей. И не одна только Николо-Иннокентиевская церковь была обязана своим процветанием о. Иоанну.

 

Протоиереем И.И. Титовым за 1909-1911 годы было совершенно 236 богослужений, священником П.Г. Копыловым – 213 богослужений. Речь идет только о литургиях. На литургиях в храме присутствовало, обычно, человек 100-140, на всенощной службе в храме присутствовало человек 40-50.

При Николо-Иннокентиевском храме действовала библиотека, которой могли пользоваться прихожане.

 

В архивных документах отражена жизнь и судьбы разных людей и разных сословий живших в Глазково. Клировые ведомости сообщают нам: вот купец Тихон Юринский пришёл в храм как крёстный отец ребёнка. Вот надворный советник Пётр Фёдорович Сазонов заключает брак с девицей. В Николо-Иннокентьевском храме заключают браки потомственный почётный гражданин города Иркутска Владислав Болеславович Шостакович с дочерью полковника Елизаветой Петровой; сын титулярного советника Павла Иннокентьевича Сибирякова с дочерью священника железнодорожной Могзонской церкви Клавдией; преподаватель Иркутской духовной семинарии Иннокентий Иннокентьевич Попов с дочерью священника Николо­-Иннокентиевской церкви Кузнецовской больницы Николая Громова. В Николо-Иннокентиевском храме заключены браки коллежского регистратора И.И. Турищева, губернского секретаря И.О. Гумбольта, мастеров, инженеров-технологов путей сообщения, учителей, лекарей и других жителей Глазково. Перед вами фотографии и документы о венчании дочери надворного советника З.С. Кочетковой, закончившей Иркутский Девичий институт, со служащим железной дороги казаком Е.Д. Шевелем

 

В клировых ведомостях находится много сведений о младенцах Базановского воспитательного дома, взятых на воспитание жителями Глазковского предместья.

В последующие годы в документах о переустройстве храма ничего больше не говорится. По-видимому, события Первой мировой войны и начавшиеся затем смуты в собственном государстве помешали сделать предполагаемые изменения в Николо-Иннокентиевской церкви. Этот период скупо освящен в документах.

 

Во время гражданской войны наша церковь также находилась в центре событий: «30 декабря 1919 г. центр боев переместился в Глазково. Утром сюда подошли 3 семеновских бронепоезда и эшелоны с войсками. Повстанцам удалось испортить путь, и семеновские войска, развернувшись в цепь, на­чали наступление в сторону вокзала. Часть их войск переправилась в город и атаковала 3наменское предместье, но была отбита повстанцами. Во вто­рой половине дня в Глазково повстанцы, получив подкрепление со стан­ции Иннокентиевская и из Военного городка, нанесли контрудар с обход­ным маневром по Кайской горе во фланг и тыл противника. Семеновские войска не выдержали удар и отступили к Кузьмихе». В конце ХХ века, свидетельница тех событий, 98-летняя прихожанка Михайло-Архангельского храма Анна Васильевна Бутаева, вспоминала: «Я пела на клиросе Николо-Иннокентиевской церкви и помню, как большевики расстреляли отца Алексия за то, что разрешил семеновцам поставить на колокольне пулемёт». Скорее всего, здесь Анна Васильевна имеет в виду Алексия Шергина – диакона, т.к. среди священников такого имени нет. А священниками в нашей церкви были (помимо вышесказанных): Пропоп Георгиевич Копылов (возможно является дедом писателя Александра Вампилова) и Михаил Копылов. Вторыми священниками служили: Шергин Г., Тресвятский Д., Куркин М. Псаломщиками – Афанасий Иванович Титов и Алексей Васильевич Строкачинский. Диакон – Алексей Шергин. Церковный староста – Николай Петрович Медведев.

 

После установления Советской власти в церковных делах наступил разброд и шатание. Часть иркутских церквей, стремясь приспособиться к изменившимся после революции условиям, стала примыкать к обновленческому движению, провозгласила своим принципом лояльность по отношению к Советскому государству, отреклась от деятельности православного руководства во главе с патриархом Тихоном. Не такой оказалась община Николо­-Иннокентиевского храма, ставшая оплотом традиционной русской православной церкви в Иркутске. В настоящее время трудно сказать, почему отдаленный иркутский храм взял на себя объединительные функции православной церкви в Иркутске – документы об этом умалчивают, а очевидцев уже не найти. Но с начала 20-х годов и на протяжении нескольких лет в Николо-Иннокентиевской церкви проходили многочисленные общегородские собрания православных верующих, рьяно выступающих за сохранение православия, против обновленцев.

 

При такой активной общественной деятельности мало внимания уделялось самой церкви, ее состоянию. А она все больше и больше требовала ремонта. И только в 1928 г., на собрании общины впервые было признано необходимым произвести ремонт внутри храма и исправить тротуары у церкви.

 

Но время было упущено. Активизировалась новая власть, усилилось ее давление на церковь, много прихожан от нее отошло, а местные обыватели, почувствовав прессинг государства на церковь, стали из этого извлекать для себя хоть какую-нибудь выгоду: растащили церковную ограду, ее столбы, сняли крыши надворных строений… Это то, что можно было использовать с делом для себя, а так просто выбивали стекла из окон, ломали рамы. Дело дошло до того, что в письме уполномоченных Николо-Иннокентиевской церкви в горсовет от 17 мая 1932 г. говорится, что в церкви даже «расхищено и разрушено ретирадное место».

 

Унижение верующих в это время дошло до такой степени, что община была вынуждена просить у горсовета разрешение на покупку 20 досок, гвоздей и стекол. Этим же письмом община просила установить в ночное время наблюдение за церковным имуществом, что не получило никакого отклика в государственных органах.

 

В 1933 г. на основании постановления Президиума Иркутского горсовета от 28 августа 1933 г. в Иркутске повально стали снимать колокола со всех церквей – 10 сентября очередь дошла и до Николо-Иннокентиевской церкви – с нее было снято 6 колоколов и увезено на базу металлолома.

 

Через десять дней в церкви появилась комиссия, в составе которой был представитель горисполкома и два рабочих с железной дороги. Комиссия подметила «халатность со стороны общины в поддержании вверенного ей госимущества и безынициативность к восстановлению утраченного». Церковь к этому времени практически бездействовала – не было священнослужителей, здание ее все больше и больше приходило в упадок. Несмотря на сомнительную компетентность данной «комиссии», тем не менее, приходится доверять ее заключению о состоянии здания на этот период. Практическое положение дел было таково: левое крыло здания дало осадку примерно на 15 см., в результате чего образовалась трещина между основным зданием и приделом; имелась осадка правого угла основного здания, где также прошла трещина. В результате осадки и перекоса здания, повело и церковное крыльцо, которое грозило падением двух деревянных колонн. Требовалась замена кровли, полов, рам, дверей, соответственно необходима была новая штукатурка, побелка, покраска.

 

Церковная ограда отсутствовала полностью, тротуар, ведущий к церкви, требовал полной замены. По замечанию комиссии, здание находилось в антисанитарном состоянии и «служило приютом уголовному элементу». Комиссия признала невозможным даже капитальный ремонт здания ввиду его «ветхого состояния».

 

Окончательным финалом жизни храма стал акт от 25 апреля 1934 г. о приемке культового имущества и здания Николо-Иннокентиевской церкви. В пользу государства было принято 15 кг 69 г. серебра. Клубу железнодорожников было передано 2 иконостаса, 31 икона с иконостаса, 66 разных икон, 7 аналоев и много другого имущества, в основном мебель. В красный уголок была также передана мебель и металлолом – подсвечники, хоругви, лампады и пр. Музею была передана 21 рама от икон, 2 дверные иконы, 6 боковых икон, 20 маленьких, престол и библиотека. Самое святое – три антимиса были переданы Преосвященному епископу.

 

Здание церкви, несмотря на неутешительное заключение комиссии о невозможности его восстановления, простояло еще шестьдесят лет, исполняя в течение многих лет функции кинотеатра, затем также вновь стало «прибежищем уголовного элемента». С начала 90-х годов был поставлен вопрос о необходимости его реставрации.

 

В 1997 году в газете Восточно-Сибирский путь появляется заметка:

«По просьбе владыки Вадима специалисты Центра сохранения историко-культурного наследия готовят к передаче Иркутской епархии Николо-Иннокентьевскую церковь…  Чтобы передать храм вновь в ведение церкви, ЦСН, согласно традиционной схеме, начал археологическое обследование территории». И что-же они выяснили? оказывается и пять тысяч лет назад здесь жили люди…

 

В конце 90-х за возрождение Храма взялась ВСЖД. Восстановление церкви было завершено в 2003 г.